Интерес врачей к теме дентальной фото-съемки становится все более выраженным. Многие стоматологи перед тем, как приобрести собственный фото-комплект, хотят узнать о том, на что их камера будет способна: «смогу ли я получать фотографии, как в красивых журналах?», «Будут ли зубы на моих снимках смотреться правдоподобно и привлекательно?». Как правило, перед покупкой оценивается количество мегапикселей, размер матрицы, качество объектива. Все это достаточно важные аспекты, на которые, безусловно, нужно обращать внимание, однако есть один главный секрет для получения действительно качественных фотографий, который многие люди упускают из виду — свет.
Человек может обладать самой дорогой камерой в мире, но без понимания основных принципов правильной постановки света, он, скорее всего, будет разочарован несоответствием ожидаемого качества изображения и полученного результата.
Однако если знать о том, какие аксессуары и оборудование используются в фотографии для передачи освещения и владеть техникой их использования можно создавать потрясающие изображения с помощью камеры самых скромных возможностей.
Современная стоматология немыслима без фотографии. Ремесло фотосъемки столь тесно вплелось в практику врачей, занимающихся различными видами эстетической реабилитации, что теперь она сопровождает практически каждый клинический случай.
И это не удивительно. В наше время в связи со стремительным усложнением методов стоматологического лечения и все возрастающей потребностью в сложных эстетических преобразованиях улыбки, фотография приобретает все большее значение. Она используется для формирования профессионального портфолио, в качестве способа коммуникации между доктором и пациентом, а так же между членами врачебной команды; в качестве основного средства мотивации пациентов и т.д.
Фотосъемка в стоматологии стала настолько специфична, сложна и многозадачна, что ее можно смело выделить в отдельный жанр. Имя этому жанру – дентальная фотография. Она объединяет в себе принципы макро- и микро-съемки, предметной съемки, портретного фотографирования и к настоящему моменту обзавелась целым набором специального оборудования и аксессуаров, позволяющих наиболее эффективно осуществлять фото-регистрацию в сложных условиях полости рта.
Для того, чтобы успешно работать в жанре дентальной съемки необходимо иметь общие представления о принципах фотографирования и о технической изнанке происходящих процессов. Анализируя используемое в фотографии оборудование мы поймем, что процесс фотосъемки базируется на работе трех основных технических узлов: фотоаппарате, объективе и вспышке.
Фотоаппарат – это, по сути, устройство для запоминания света и основной орган управления процессом фотосъемки. Главным элементом фотоаппарата является светочувствительный сенсор (матрица), который фиксирует падающий на него свет.
Объектив представляет из себя определенную оптическую среду, которая позволяет фокусировать свет на матрице фотоаппарата. В дентальной фотографии используются специальные макро-объективы для того, чтобы получать изображение в необходимом масштабе.
Третьим, и самым важным техническим узлом фотографии является вспышка. Она позволяет заполнить объект съемки необходимым количеством света. На этом элементе мы остановимся более подробно.
Свет имеет первостепенное значение в фотографии, ибо именно свет, отраженный от различных объектов и попавший на матрицу камеры в итоге становится фотографией. Жанр дентальной съемки предполагает работу на больших степенях увеличения, расстояние от передней линзы объектива до зубов при этом очень небольшое – всего 15-30 см. В дентальной фотографии, как и во всякой макро-съемке, для увеличения глубины резкости приходится устанавливать высокие значения апертуры (f20-32), что приводит к максимальному закрытию диафрагмы объектива. В таких условиях свету очень сложно проникнут через объектив на матрицу. Используя постоянное (потоковое) освещение, которое дают лампы и светильники в нашем кабинете, мы неизбежно будем получать слишком темные кадры. Поэтому приходится использовать вспышки.
В отличии от источников постоянного света вспышки дают короткий, но очень мощный световой импульс. Вспышка позволяет получать направленный, контролируемый свет необходимой интенсивности для того, чтобы нужным образом освещать предмет съемки.
В дентальной фотографии существует 5 уровней сложности освещения с использованием различных типов вспышек и дополнительных аксессуаров по работе со светом.
Основные недостатки кольцевой вспышки – резкое бестеневое освещение с формированием ярких бликов в форме кольца на поверхности зуба. Объекты под кольцевой вспышкой чаще всего получаются плоскими и невыразительными. Недостатки кольцевой вспышки особенно остро обнаруживают себя при съемке передних зубов.
Освещение третьего уровня сложности представляет собой модифицированную версию биполярной вспышки, излучатели которой крепятся на специальном подвижном кронштейне
Такой вариант освещения обладает потенциалом не только для стандартного фото-протоколирования, но и для получения художественных фотографий
Недостатками биполярной вспышки на кронштейне является, прежде всего, то, что свобода пространственного позиционирования импульсных ламп ограничена мерой подвижности кронштейна. Такая система будет удобной для получения отличных снимков в традиционных ракурсах при относительно простых конфигурациях освещения. Однако для тех, кто захочет пойти дальше, ее возможностей будет уже недостаточно
В качестве источников света для этой системы предлагается использование накамерных вспышек с поворотной головкой. Обычная мощность таких вспышек для дентальной съемки избыточна, поэтому следует уменьшить параметр интенсивности светового импульса до 1/8-1/16 от максимального
Отсутствие кронштейна у такой системы позволяет достигнуть максимальной степени свободы, однако при этом возникает необходимость в обязательной помощи ассистента для позиционирования вспышек в нужном положении.
Важным элементом системы являются софт-боксы. Именно эти аксессуары позволяют получать наиболее привлекательную, художественную картинку с красивой формой бликов на зубах
Одна из главных задач фотографа и художника заключается в том, чтобы изучить природу света. Иногда свет бывает жестким, и дает при этом сильный контраст (прямой солнечный свет / вспышка), а в некоторых случаях свет мягкий и рассеянный (освещение в пасмурный день, дневной свет, падающий из окна).
Софт-боксы были разработаны для того, чтобы смягчить жесткое освещение от небольших источников света (лампы, вспышки), и снизить контраст отображения теней и «световых пятен». Как результат, эти модификаторы света помогают создать мягкое, естественное освещение для съемки как людей, так и объектов, например зубов
Среди недостатков системы 4-го уровня: отсутствие автоматического TTL-контроля, необходимость ручной настройки мощности вспышек, обязательное участие ассистента, а также невозможность съемки окклюзионных фотографий через зеркало – специфика данной системы делает ее для этого слишком неудобной
В качестве излучателей могут быть использованы студийные импульсные лампы, питающиеся от сети, либо те же накамерные вспышки, что и на 4-ом уровне. Главным отличием такой системы является то, что для съемки используются более крупные софт-боксы (50на50 см и больше). Учитывая немалые габариты таких модификаторов света ассистенту будет неудобно держать их в руках, поэтому лучше всего закрепить их на специальных стойках
Недостатком системы пятого уровня является, прежде всего, громоздкость, которая не позволяет достаточно свободно манипулировать положением вспышек. Если для съемки используются студийные импульсные лампы, то это добавит дополнительных проводов для подключения их к сети. В системе 5-го уровня точно так же как и у 4-ой нет возможности делать съемку в режиме автоматического контроля экспозиции TTL
На следующих двух фотографиях показаны схемы освещения с использованием софт-боксов разных размеров. Рядом приведены примеры того, как меняется изображение
Чем больше размер источника света, тем больше след-отражение и мягче свет.
Несмотря на существующие мнения о том, что главной и единственной целью стоматологической фотографии должна являться передача достоверной информации о внешнем виде и состоянии органов полости рта; несмотря на то, что некоторые специалисты склонны сводить суть дентальной съемки до сухого фото-протоколирования, интерес все большего количества врачей обращается в сторону художественной дентальной фотографии
Ко́нтровый свет - освещение в фотографии, при котором источник света располагается позади объекта съёмки на близком расстоянии от него. Такое освещение даёт линию светового контура, которая может расширяться при увеличении интенсивности или удалении источника света от объекта. Источник не обязательно должен находиться ровно позади объекта, он может быть чуть сверху или сбоку, но он всегда сзади. С помощью контрового освещения можно наиболее детально передавать фактуру поверхности зуба и его микро-рельеф
Главное правило успешного освоения фото-искусства – как можно больше практиковаться и экспериментировать. Не следует придаваться косности, нужно всегда быть открытым для свободного творчества. Процесс фотографирования невероятно интересен, ведь при малейших изменениях положения вспышек или головы пациента кадры выглядят уже по-иному. Иногда случайное стечение обстоятельств приводит к получению самых незабываемых кадров.
Чтобы находить интересные объекты для дентальной съемки не нужно дожидаться появления какого-то уникального клинического случая. Эстетику часто можно увидеть в самых обыденных вещах: интересный микрорельеф на зубе, трещины на стершимся режущем крае, нестандартные эмалевые формации жевательных бугров и тд. Если каждый стоматолог научится видеть прекрасное сквозь пелену рутины, тогда все мы начнем относиться к своей работе по-особенному. И главным инструментом на пути познания эстетики является фотография!